В общем и целом, модное нынче слово фулфилмент, применительно к интернет магазину или другому объекту интернет торговли, означает обработку и исполнение обязательства перед клиентом доставить заказанный им товар в указанные сроки по указанной цене.
Таким образом, фулфилмент для интернет магазинов или маркетплейсов, это ни что иное как склад, который принимает товары, хранит и упаковывает, и курьерская служба, которая доставляет товары от поставщиков на склад и со склада клиентам.
В общем и целом, пока понятно. Давайте разберемся с деталями, так как в них как раз и суть.
Есть много разных типов фулфилментов, для оптовой торговли, ритейла, БиТуБи сектора и так далее, но нас как интернет предпринимателей интересует этот вопрос именно в разрезе интернет торговли, которых условно говоря два типа:
1) Торговля со своего сайта, страницы в соцсетях, рекламный каталог, доска объявлений, короче где клиент видит ваше товарное предложение, оставляет заявку, вы с ним созваниваетесь, уточняете адрес, дату и время и товар поехал к клиенту.
2) Торговля через маркетплейсы. Тут клиент заходит на бооольшой сайт, например ОЗОН или Беру! или Вайлдберрис, делает заказ там, и дальше уже силами маркетплейса заказ доставляется покупателю, с него берутся деньги, и за вычетом комиссии переводятся вам как поставщику.
В этих двух типах большая разница: так – в первом варианте, вы заказываете товар у поставщика, храните его у себя на складе, и как поступает заказ, берете единицу товара, упаковываете, и доставляете клиенту.
Во втором случае (опять!) два варианта:
а) Если маркетплейс работает в режиме "продажи со склада продавца", то вы получаете список заказов клиентов, упаковываете их, и передаете маркетплейсу, а он своими силами развозит по клиентам.
б) Если маркетплейс работает в режиме "продажи со склада маркетплейса", то вы отвозите оптом товары на склад маркетплейса, а они сами уже упаковывают каждую единицу и развозят по клиентам.
В каждом случае есть свои плюсы и минусы, о них сейчас писать не будем, так как наша общая цель разобраться с фулфилментом, что это такое, простыми словами, и зачем он нужен.
Экономические факторы:
И так, если вы предприниматель, и у вас свой склад, то вы несёте некоторые затраты:
1) Аренда склада
2) Зарплата персоналу склада
3) Закупка и хранение упаковочных материалов
4) Товар лежит непонятно где и как, клиентам отправляют одно вместо другого, на складе числится одно, на самом деле другое. В итоге затраты на пересылку, компенсации, потери прибыли.
5) Время и погибшие нервные клетки
6) Сохранность товара (тут обычно у все все более менее нормально, но всякое бывает, пропало, испортилось, залилось, выцвело, и так далее)
Еще извечная проблема своего склада - сезонность. Условно говоря часть года заказов мало, склад пустой, работники сидят без дела, особо ничего не происходит. А потом случается сезон, и места не хватает, собирать ничего не успевают, приходится нанимать временный персонал, они косячат, тучу ошибок, негатив от клиентов и вот это все.
В итоге куда ни глянь – одни убытки: в несезон простаивают площади, на дачу не поедешь, приходится ходить на работу из-за 3-5-20 заказов. А в сезон, снова потери, потому что: не успели, перепутали, места не хватило и так далее по списку. Да и вообще, те у кого свой склад, понимают о чем я говорю, а кто только задумывается о своем складе - тут словами не опишешь, надо прочувствовать. (или не надо, каждый сам выбирает)
Как это решается в современном мире:
И так, мы подходим к модному нынче фулфилменту. Не буду утверждать что именно компания Амазон начала делать это впервые, скорее всего это делали и до нее, но точно Амазон предложили эту идею массовому рынку, и это изменило все. The Game Changer! – Сначала в Америке, лет 7 назад, а теперь активно и в России данные процессы активно происходят.
Немного истории про великое изменение концепции:
Компания Амазон имеет огромные склады по всей стране (США), и продавала с них свои товары (точнее товары которая сама закупала), и чувствовала себя более менее хорошо. Но так как Амазон помешана на эффективности и экономии, то в один момент они решили, что большая часть их складов частично пустует, так как склады большие и места много. А почему бы часть этих складов не сдать маленьким компаниям, но не просто как склад, а как полный набор услуг.
Таким образом, они сказали, что давайте, привозите к нам свои товары, мы их промаркируем, разложим по полочкам, а как только ваши клиенты сделают заказ, мы его соберем, упакуем и доставим клиенту, а вы нам за это заплатите небольшую сумму.
Они даже у себя на сайте разместили калькулятор, где можно было вбить параметры своего бизнеса, и увидеть что реально экономия была значительной – иногда до 50%.
За несколько лет эта идея полностью изменила рынок интернет торговли в США, и теперь вы почти не встретите интернет магазин, который торгует со своего склада. Почти все перешли на фулфилмент. Я чуть ниже покажу пример расчета, для понимания как это работает.
Кстати, они не только сдают в аренду свои склады, но и вычеслительные мощности (сервера), и множество других сервисов. В итоге все это транформировалось в модный сейчас "шеринг": каршеринг, офисшеринг,( коворкинг), таксишеринг и все прочие шеринги. Но это отдельная история...